В настоящее время особую актуальность приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся уважения к истории, традициям, культуре и языку, приобретение знаний о собственной исторической судьбе своего народа, его национальных героях и обычаях прошлого. В этих условиях очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни старшего поколения, на событиях из истории своего села или города. Несмотря на то, что в последние годы краеведение обрело статус учебной дисциплины в рамках школьного курса, пока еще недостаточно разработаны методические и дидактические материалы, которые можно было бы использовать на занятиях с младшими школьниками, и совсем не разработана программа внеурочной деятельности по краеведению. Поскольку цель нашей гимназии – воспитание человека культуры, личности образованной, гуманной, духовной, творческой и социально-мобильной к современным условиям, то глубокое знание истории, культуры, достижений своего края является необходимым условием в обучении и воспитании школьников. Следовательно, на сегодняшний день рациональное изучение краеведения является для нашей гимназии актуальным. Знакомство с историей родного края, на наш взгляд, целесообразно осуществлять не только на уроках, но продолжать и во внеурочной деятельности, используя при этом различные формы. Цель внеурочной деятельности по изучению краеведения: • Обогащение представлений учащихся о природе, быте, культуре и искусстве, человеческих отношениях, о характере развития Омской области в разные исторические периоды; • Формирование основ культуросообразного поведения школьников в нашем регионе. Задачи: • Формирование у школьников представлений о прошлом и настоящем родного края; • Расширение кругозора обучающихся, активизация их познавательной самостоятельности; • Формирование у детей патриотических чувств, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; • Формирование художественно-творческой активности, развитие потребности в изучении и соблюдении художественных традиций региона. Система работы по краеведению, охватывающая и внеурочную деятельность, будет способствовать поддержанию мотивации у детей, более прочному усвоению знаний обучающихся по истории родного края, даст им возможность на практике применить полученные знания. Школьники в данном случае будут выступать в роли субъектов деятельности, тем самым, сохраняется личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. В основе моей работы по краеведению лежат следующие положения: * непрерывность и преемственность процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований; * использование межпредметных связей с целью формирования целостного взгляда на окружающую среду и место человека в ней; * рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту обучающихся; * деятельностный подход, который предполагает, что ребенок выступает активным участником приобретения знаний. В проведении мероприятий соблюдаются принципы: * непрерывности (занятия проводятся 1 раз в месяц на протяжении всего учебного года); * преемственности (от класса к классу происходит постепенное углубление материала). Важным условием при приобщении детей к краеведению, на мой взгляд, является тесная взаимосвязь с родителями учеников. Взаимодействие детей с родителями способствует бережному отношению к традициям, к своим историческим корням, заставляет сопереживать, будит мысль учащихся. Поскольку в классе учатся ребята разных национальностей: русские, казахи, грузины, украинцы, мы во время «круглого стола» обсудили особенности национальной культуры и традиций этих народов. Ребята вместе с родителями исполнили национальные песни, поиграли в национальные игры и даже отведали несколько национальных блюд. А в завершение послушали сочинение Екатерины Д. на тему «Мой род знаменит делами своими». При изучении краеведения во внеурочной деятельности целесообразно отбирать оптимальные формы проведения мероприятий, которые будут способствовать повышению интереса к изучаемому предмету и более прочному усвоению знаний. В своей практической деятельности я использую такие формы как: * беседы; * утренники; * экскурсии в музеи города, где ребята имеют возможность познакомиться с историей и бытом сибиряков; * пешеходные экскурсии, во время которых происходит знакомство с достопримечательностями города; * экскурсии в парки города и выезды вместе с родителями на природу для знакомства с различными видами растений, наблюдений за сезонными изменениями в природе; * клуб «Путешественников», во время заседаний которого ребята не только знакомятся с историей края, его флорой и фауной, но и представляют свои «путевые заметки» реального или воображаемого путешествия по различным местам Омской области; * КВН, где выявляются лучшие знатоки родного края; * составление книжки-малышки о животных и растениях Омской области, иллюстрирование ее в технике оригами; * «проба пера»- рефлексия ребят. Это могут быть стихи, сказки, сочиненные самими детьми. * сочинение на тему «История моей семьи в истории города» * научно-исследовательская и проектная деятельность Ознакомление школьников с историей родного края проходит на 3 уровнях: 1. Получение «готовых» знаний о крае из рассказа учителя, книг, СМИ; 2. Самостоятельное приобретение знаний (через рассказы бабушек, посещение музеев, чтение литературы); 3. Изучение истории родного края в ходе поисковой деятельности (изучение своей родословной, сбор семейных реликвий) Отбор содержания материала для бесед и практических занятий осуществляется в соответствии с возрастом обучающихся, их интересов, углубляется и расширяется от класса к классу. Разработанная мной система работы по изучению краеведения во внеурочной деятельности на начальном этапе обучения является актуальной в настоящее время, целенаправленной и непрерывной. Она не противоречит программе урочного изучения краеведения на последующих ступенях обучения и дает хорошие результаты. Кроме того, что обучающиеся расширяют свой кругозор и получают необходимые знания по истории, культуре родного края, они успешно демонстрируют уровень своей подготовки на различных конкурсах и олимпиадах. Заочная Интеллектуально-творческая игра по естествознанию «Через тернии – к звездам»- 2 уч-ся в тридцатке лучших; Городская олимпиада Сибирячок» (естествознание) - 2 место; Региональный экологический фестиваль «Белая береза» (фотоконкурс)-лауреат; Региональный экологический фестиваль «Белая береза» («Солнечные странички») -лауреат; Городской конкурс «Семейный герб»-2 место; Конкурс сочинений, посвященных ВОВ- 2 место, денежная премия На мой взгляд, то, что прочувствованно и осмысленно, запомниться надолго, и, надеюсь, реже придется слышать фразу «Иваны, не помнящие родства».
|