Голубева Лариса
 
   



Меню сайта
Категории раздела
Методическая копилка [3]
Памятки для родителей [1]
Памятки для учащихся [4]
Проекты и конкурсы [0]
Наши успехи [0]
Школьные дела [0]
Облако тэгов
Кто онлайн

Мои статьи

Главная » Статьи » Методическая копилка

Некоторые аспекты внеурочной деятельности как один из способов изучения краеведения на начальной ступени обучения
В настоящее время особую актуальность приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся уважения к истории, традициям, культуре и языку, приобретение знаний о собственной исторической судьбе своего народа, его национальных героях и обычаях прошлого. В этих условиях очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни старшего поколения, на событиях из истории своего села или города.

Несмотря на то, что в последние годы краеведение обрело статус учебной дисциплины в рамках школьного курса, пока еще недостаточно разработаны методические и дидактические материалы, которые можно было бы использовать на занятиях с младшими школьниками, и совсем не разработана программа внеурочной деятельности по краеведению. Поскольку цель нашей гимназии – воспитание человека культуры, личности образованной, гуманной, духовной, творческой и социально-мобильной к современным условиям, то глубокое знание истории, культуры, достижений своего края является необходимым условием в обучении и воспитании школьников. Следовательно, на сегодняшний день рациональное изучение краеведения является для нашей гимназии актуальным.

Знакомство с историей родного края, на наш взгляд, целесообразно осуществлять не только на уроках, но продолжать и во внеурочной деятельности, используя при этом различные формы. Цель внеурочной деятельности по изучению краеведения:
• Обогащение представлений учащихся о природе, быте, культуре и искусстве, человеческих отношениях, о характере развития Омской области в разные исторические периоды;
• Формирование основ культуросообразного поведения школьников в нашем регионе.
Задачи:
• Формирование у школьников представлений о прошлом и настоящем родного края;
• Расширение кругозора обучающихся, активизация их познавательной самостоятельности;
• Формирование у детей патриотических чувств, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
• Формирование художественно-творческой активности, развитие потребности в изучении и соблюдении художественных традиций региона.
Система работы по краеведению, охватывающая и внеурочную деятельность, будет способствовать поддержанию мотивации у детей, более прочному усвоению знаний обучающихся по истории родного края, даст им возможность на практике применить полученные знания. Школьники в данном случае будут выступать в роли субъектов деятельности, тем самым, сохраняется личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
В основе моей работы по краеведению лежат следующие положения:

*
непрерывность и преемственность процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований;
*
использование межпредметных связей с целью формирования целостного взгляда на окружающую среду и место человека в ней;
*
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту обучающихся;
*
деятельностный подход, который предполагает, что ребенок выступает активным участником приобретения знаний.
В проведении мероприятий соблюдаются принципы:
*
непрерывности (занятия проводятся 1 раз в месяц на протяжении всего учебного года);
*
преемственности (от класса к классу происходит постепенное углубление материала).
Важным условием при приобщении детей к краеведению, на мой взгляд, является тесная взаимосвязь с родителями учеников. Взаимодействие детей с родителями способствует бережному отношению к традициям, к своим историческим корням, заставляет сопереживать, будит мысль учащихся. Поскольку в классе учатся ребята разных национальностей: русские, казахи, грузины, украинцы, мы во время «круглого стола» обсудили особенности национальной культуры и традиций этих народов. Ребята вместе с родителями исполнили национальные песни, поиграли в национальные игры и даже отведали несколько национальных блюд. А в завершение послушали сочинение Екатерины Д. на тему «Мой род знаменит делами своими».
При изучении краеведения во внеурочной деятельности целесообразно отбирать оптимальные формы проведения мероприятий, которые будут способствовать повышению интереса к изучаемому предмету и более прочному усвоению знаний. В своей практической деятельности я использую такие формы как:
*
беседы;
*
утренники;
*
экскурсии в музеи города, где ребята имеют возможность познакомиться с историей и бытом сибиряков;
*
пешеходные экскурсии, во время которых происходит знакомство с достопримечательностями города;
*
экскурсии в парки города и выезды вместе с родителями на природу для знакомства с различными видами растений, наблюдений за сезонными изменениями в природе;
*
клуб «Путешественников», во время заседаний которого ребята не только знакомятся с историей края, его флорой и фауной, но и представляют свои «путевые заметки» реального или воображаемого путешествия по различным местам Омской области;
*
КВН, где выявляются лучшие знатоки родного края;
*
составление книжки-малышки о животных и растениях Омской области, иллюстрирование ее в технике оригами;
*
«проба пера»- рефлексия ребят. Это могут быть стихи, сказки, сочиненные самими детьми.
*
сочинение на тему «История моей семьи в истории города»
*
научно-исследовательская и проектная деятельность
Ознакомление школьников с историей родного края проходит на 3 уровнях: 1. Получение «готовых» знаний о крае из рассказа учителя, книг, СМИ; 2. Самостоятельное приобретение знаний (через рассказы бабушек, посещение музеев, чтение литературы); 3. Изучение истории родного края в ходе поисковой деятельности (изучение своей родословной, сбор семейных реликвий) Отбор содержания материала для бесед и практических занятий осуществляется в соответствии с возрастом обучающихся, их интересов, углубляется и расширяется от класса к классу. Разработанная мной система работы по изучению краеведения во внеурочной деятельности на начальном этапе обучения является актуальной в настоящее время, целенаправленной и непрерывной. Она не противоречит программе урочного изучения краеведения на последующих ступенях обучения и дает хорошие результаты. Кроме того, что обучающиеся расширяют свой кругозор и получают необходимые знания по истории, культуре родного края, они успешно демонстрируют уровень своей подготовки на различных конкурсах и олимпиадах. Заочная Интеллектуально-творческая игра по естествознанию «Через тернии – к звездам»- 2 уч-ся в тридцатке лучших; Городская олимпиада Сибирячок» (естествознание) - 2 место; Региональный экологический фестиваль «Белая береза» (фотоконкурс)-лауреат; Региональный экологический фестиваль «Белая береза» («Солнечные странички») -лауреат; Городской конкурс «Семейный герб»-2 место; Конкурс сочинений, посвященных ВОВ- 2 место, денежная премия На мой взгляд, то, что прочувствованно и осмысленно, запомниться надолго, и, надеюсь, реже придется слышать фразу «Иваны, не помнящие родства».

Категория: Методическая копилка | Добавил: Лариса (17.12.2009)
Просмотров: 1742
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Афоризм

На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади»


 

Актуально
* Новое на форуме *
Группа "Гости" не имеет право просмотра модуля


* Новые статьи *

[12.03.2011] - Оформление работ для НОУ

[12.03.2011] - Родителям на заметку

[12.03.2011] - Памятки для работы по математике



* Новые сайты *

[25.03.2011] - Детские писатели: мир детской литературы

[11.03.2011] - Омский образовательный портал

[11.03.2011] - ФГОС: начальное общее образование



* Новые файлы*

[02.12.2012] - "Солнце земли русской" (Александр Невский)

[13.11.2011] - Легенда об Иртыше

[27.09.2011] - Тренажер "Отличник"


Поиск

Календарь




Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz