Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Данное направление актуально и для нашей гимназии. Мониторинг состояния здоровья школьников является надежным инструментом для организации здоровьесберегающего образовательного процесса, соответствующего психофизиологическим особенностям обучающихся, что, в свою очередь, является непременным условием успешной учебной деятельности. Для того чтобы иметь информацию о состоянии здоровья моих учеников, я веду карты личностного развития обучающихся. Заполняю их по окончании каждой учебной четверти, что позволяет мне проследить динамику изменения здоровья учеников на протяжении учебного года. С самого раннего возраста необходимо воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью. Создание на уроке моделей реальных условий жизни позволяет обучающимся в дальнейшем использовать по¬лученные знания, умения, навыки на практике. Так, например, на уроках окружающего мира в 1 классе мои ученики знакомятся с режимом дня, правилами перехода улицы и перекрестка. В 4 классе обучающиеся ведут речь о вредных привычках и их влиянии на организм, а также учатся правильно вести себя при угрозе пожара, наводнения, оказывать первую помощь при несчастных случаях. Для того чтобы выяснить, на сколько ребята владеют теми или иными навыками сохранения своего здоровья, я предлагаю обучающимся анкету, которая выявляет уровень овладения навыками и выявляет те вопросы, на которых следует остановиться с учениками более подробно. Затем я провожу беседы с обучающимися, целью которых является формирование потребностно – мотивационных оснований гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно – психологического компонента здорового образа жизни. Например, в 1 классе темы для бесед могут быть такими: * Делайте утреннюю зарядку. * Умывайтесь и закаляйтесь. * Будьте внимательны на занятиях. * Соблюдайте чистоту. Для 3 класса будет актуально обсудить следующие вопросы: * Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым, жадным. * Как вести себя с незнакомыми людьми. * "Нехорошие” слова, недобрые шутки. Программа по формированию у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни включает в себя такие блоки, как: физическое, социальное, психологическое, нравственное, и интеллектуальное здоровье. Мероприятия, направленные на развитие физического здоровья: * Организация классом подвижных перемен * Физкультминутки на уроках * Гимнастика для глаз * Дыхательная гимнастика * Гигиена класса * Спортивные мероприятия Мероприятия, направленные на развитие социального здоровья: * Конкурсы рисунков «Нет наркотикам!» * Внеклассные мероприятия по теме «Профилактика вредных привычек» Мероприятия, направленные на развитие психологического здоровья: * Диагностика уровня взаимоотношений учащихся друг с другом * Проведение игр, тренингов на формирование умений бесконфликтного общения, создание позитивной атмосферы в классе Мероприятия, направленные на развитие нравственного здоровья: * Цикл бесед по этике и нравственному поведению * Конкурсы сочинений «Заповеди моей семьи», Мероприятия, направленные на развитие интеллектуального здоровья: * Домашние олимпиады * Предметные недели * Марафон «Эрудит» * Участие в городских, областных олимпиадах * Участие в интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Через тернии к звездам». Родителям я предлагаю ряд памяток, которые помогут им в сохранении здоровья детей. Например, рассматриваются такие темы, как травмы глаз, способы выявления нарушений слуха у детей, способы установления доверительных отношений с детьми, имеющими расстройства нервной системы. Взаимодействие школы и родительской общественности, на наш взгляд, должно способствовать развитию у детей мотивов к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Все усилия педагогов и родителей будут напрасны, если обучающимся будет отведена лишь роль пассивных наблюдателей. Сами дети должны проявить желание стать сильными и здоровыми и реализовать это на практике. На наш взгляд, необходимо поставить обучающихся в активную позицию, поэтому я предложила моим обучающимся самим наблюдать за развитием своего здоровья, отслеживать результаты. Для этого мною был разработан дневник «Я расту», в котором ребята не только отмечают показатели своего физического развития на протяжении обучения в начальной школе и спортивные достижения, но и могут найти ряд полезных рекомендаций по сохранению и поддержанию своего здоровья. Заполняют дневник ребята вместе с родителями. Кроме того, мы с ребятами начали выпускать газету «Здоровячок», в которой рассказываем об истории различных видов спорта, даем советы по поддержанию здоровья, рассказываем не только о спортсменах-земляках, но и о наших ребятах, имеющих спортивные достижения. Таким образом, мы не только развиваем у обучающихся интерес к сохранению своего здоровья, но и развиваем кругозор. Совместная работа педагогов, учащихся, и их родителей дает положительные результаты в вопросах формирования у детей мотивации к здоровому образу жизни.
|